СОЮЗ СЕЛЬСКИХ КРЕДИТНЫХ КООПЕРАТИВОВ

Поиск по сайту

Сейчас один гость и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Только вместе!

Союз СКК Только вместе – мы сила! 

В настоящее время ведутся активные дискуссии относительно организации регулирования и саморегулирования сельскохозяйственных кредитных кооперативов. Вопрос необходимости регулирования у многих уже не вызывает сомнения, так как это связано с возможностью привлечения сбережений членов кооператива, работать с материнским капиталом и т.д. У многих еще свежи в памяти случаи банкротства СКПК, которые можно было избежать при соблюдении элементарных финансовых нормативов и наличии соответствующего надзора.

 Шадрина Л.И.В Концепции развития кооперации на селе, принятой на Первом Всероссийском съезде сельских кооперативов, отмечается, что «Для сельскохозяйственной кредитной потребительской кооперации важной задачей является развитие системы саморегулирования, контроля и надзора, которая будет оказывать существенную помощь регулятору и защищать интересы членов сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов».

Здесь позиция государства ясна: регулирование, контроль и надзор за деятельностью участников финансовых рынков – это назревшая и объективно необходимая функция государства, которая с 1 сентября 2013 года вменяется в обязанности Центрального банка. Позиция Минсельхоза России, как мне представляется, может быть основана на сохранение и укрепление общности сельскохозяйственных кредитных кооперативов, действующих в рамках ФЗ «О сельскохозяйственной кредитной кооперации». Союз сельских кредитных кооперативов и большинство СКПК поддерживают и отстаивают именно такую позицию. Поэтому, логичным вариантом решения проблемы саморегулирования было бы создание саморегулируемой организации СКПК, основанной на их прямом членстве по отраслевому признаку, и действующей в рамках общего правового поля по регулированию финансовых рынков.Однако, не все участники дискуссии поддерживают такой вариант. Но их позиции также понятны и объяснимы.

К примеру, руководители СРО ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов нас пытаются убедить в том, что разрушается система сельскохозяйственной кооперации. Но, давайте посмотрим на факты: из 12171 единиц сельскохозяйственных кооперативов работающих в стране, только 1252 единицы кредитных кооперативов, т.е. 10% от общего количества кооперативов. Возникает вопрос: почему нас пытаются убедить, что уход из системы (СРО) ревизионных союзов кредитных кооперативов разрушит систему сельскохозяйственной кооперации?

Получается, что только за счет взносов СКПК держатся ревизионные союзы? А что, все остальные «халявщики», с которыми СРО ревсоюзов надо работать? Кто сказал, что создание СРО СКК это уход от взаимодействия с непосредственно ревсоюзами?

Союзом СКК, наоборот, ставится задача объединения и сохранения общности СКПК и их системы, функционирующей на прозрачном финансовом рынке и способной решать задачи Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 -2020 годы.

С другой стороны, не ясно почему руководителей СРО ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов не беспокоит тот факт, что сельскохозяйственным кредитным потребительским кооперативам регулятор может запретить работать со сбережениями членов кооператива без построения прозрачной системы регулирования надзора и контроля, организации саморегулирования, как это принято во всем мире и вводится в России? Почему нам предлагается квази-структура, в основе которой, прежде всего, лежат личные интересы, а не интересы рынка сельскохозяйственных кредитных кооперативов, которая никаким образом не отвечала и не отвечает перед членами кооператива в случае возникновения финансовых проблем или банкротства СКПК?

Позиция ряда руководителей СКПК, имеющих при кооперативах «карманные» ревизионные союзы, также понятна. Ведь всегда проще ситуацию в кооперативах показать так, как это выгодно руководителям кооперативов. Однако, отвечает ли это интересам рынка сельскохозяйственной кредитной кооперации в целом?

Отвечу – нет!

Для рынка важно быть прозрачным и понятным для потенциальных кредиторов, которые сегодня не очень охотно кредитуют СКПК. Для того, чтобы ситуация изменилась важно наличие независимой системы контроля и надзора за деятельностью СКПК, регулируемой государственным регулятором.

Еще один вопрос, который спекулируется рядом участников дискуссии - это то, что ревизоры-консультанты ревизионных союзов останутся не у дел. Совершенно с этим не согласна. Во-первых, у нас, как я уже отмечала 7588 единиц сельскохозяйственных кооперативов (без учета СКПК), плюс 2852 организаций потребительской кооперации, которые нуждаются в профессиональной помощи. Плюс никто не говорит, что профессиональные ревизоры не могут работать с СКПК. Наоборот, они, и в первую очередь, могут привлекаться по долгосрочным агентским договорам для проверок соблюдения СКПК требований саморегулируемой организации и регулятора. Ревизоры ревизионных союзов составят основу контроля и надзора за деятельностью СКПК. Их знания и профессиональный опыт, которые они уже показали на практике, будут в полной мере востребованы.

Хотела бы остановиться еще на одном вопросе.

Ревизионные союзы сельскохозяйственных кооперативов действуют почти шесть лет. Что в итоге мы имеем на сегодняшний день? В Концепции развития кооперации на селе (подготовленной к 1-му Съезду кооперативов) констатируется, что: «Пользователи бухгалтерской отчетности сельскохозяйственных кооперативов (государственные и иные) систематически принимают от кооперативов отчетность, не подтвержденную заключением ревизионного союза. Регистрирующие органы в большинстве регионов не запрашивают ревизионного заключения при реорганизации (преобразовании) сельскохозяйственного кооператива или при досрочном прекращении полномочий его единоличного исполнительного органа. Арбитражные управляющие и арбитражные суды игнорируют требование закона о проведении внеочередной ревизии при возникновении угрозы банкротства кооператива».

Думаю, что ответ очевиден. Но здесь нет никакой вины ревизионных союзов, они добросовестно выполняют свои обязанности и в ряде регионов имеют хорошую репутацию. Проблема здесь в системе, которую нужно трансформировать и идти в ногу со всем финансовым рынком России, а не пытаться огородиться частоколом от происходящих процессов в части регулирования финансовых рынков в России.

Уважаемые коллеги! Я сама работаю исполнительным директором кооператива. У меня тоже сегодня в кооперативе остались отголоски от финансового кризиса, тоже приходится нелегко. Но я осознаю, что необходимо вносить изменения в ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» и выделять деятельность сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов в отдельную главу, в которой прописать прямое членство СКПК в саморегулируемой организации и не только это. Иначе за нас это сделают другие, и не известно, с чем мы однажды можем проснуться.

Коллеги, давайте слушать и слышать друг друга, анализировать звучащие сегодня призывы и делать выводы с учетом наших перспектив. Не должно быть личной заинтересованности в продвижении идей, за которые мы с Вами будем рассчитываться будущим наших кооперативов. Не слишком ли большая цена! Не дайте людям, умеющим говорить красивыми словами, вбить клин раздора между руководителями кооперативов. Ведь только вместе мы – сила!

Успехов Вам! 

С уважением, 

Исполнительный директор СКПК «Содружество»,

Заместитель председателя Союза СКК

Шадрина Л.И. 

У Вас недостаточно прав для комментирования

Яндекс.Метрика